Тест-драйв Bentley Bentayga: "РГ" изучила самый дорогой SUV в мире

Тест-драйв Bentayga, а точнее, его ожидание волшебным образом превратило меня в ребенка. Волшебным - потому что я никогда не причислял себя к фанатам Bentley и к марке относился весьма скептически. Но подсознательно, видимо, понимал всю крутость предстоящего приключения.

За две недели, остававшиеся до теста, я перечитал и пересмотрел все русскоязычные обзоры на машину, и большинство англоязычных. Казалось бы, здесь можно и успокоиться, ведь я почерпнул всю возможную информацию о кроссовере - осталось разве что узнать, есть ли любовница у главного инженера Bentley или же он истовый семьянин. Но нетерпение только нарастало.

В день, когда нужно было забирать автомобиль (он пришелся на мой выходной), я проснулся в 7 утра. Я был бодр и свеж, и ничего не мог с этим поделать.

В едва успевшем открыться пресс-парке сотрудники-сомнамбулы монотонно заполняли бумаги на выдачу машины. Время тянулось предательски медленно.

Наконец все было готово. По пути на парковку со мной проводили инструктаж, но я в какой-то момент перестал что-либо слышать.

Передо мной стоял он. Пятиметровый. С огромной хромированной решеткой. На 21-дюймовых колесах. 608-сильный. Высокомерно-прекрасный и насквозь эгоцентричный.

Bentley. Bentayga.

Добрый лорд

Еще со времен появления концептуального SUV многие ставят Bentayga в вину неоднозначную и недостаточно агрессивную внешность. Вот и мой товарищ, пройдясь вокруг машины, посетовал на то, что Mercedes-Benz GLE и Porsche Cayenne, мол, выглядят значительно злее "британца".

Но давайте уже поговорим как взрослые люди. Это Bentley. Что и кому он должен доказывать? С чего ему быть злым? Это вам надо злиться, что у вас его нет.

С чего самый дорогой кроссовер на планете должен быть злым?

А Bentayga четырьмя лупоглазыми фарами смотрит на московскую зимнюю действительность со снобским, снисходительным любопытством. Смотрит доброжелательно, но слегка покровительственно и с едва различимой усмешкой - так, как умеют смотреть лишь аристократы в десятом колене. Здесь нет места сильным сигналам и простым посылам, зато есть тысячи оттенков и нюансов. Манеры не приобретешь вместе с внезапно свалившимся на голову богатством. Их нужно оттачивать изо дня в день десятками лет. И Bentley это прекрасно знает, в отличие от злых "заряженных" кроссоверов.

При этом владельцы последних демонстративно не замечают нового законодателя моды в сегменте люксовых SUV. Я на протяжении всего тест-драйва честно старался выяснить, какую же реакцию вызовет Bentayga у людей, которые ездят на Porsche Cayenne, BMW X6 M, Mercedes-Benz GLE AMG, Range Rover.

Но когда "британец" оказывался рядом, девушка на Cayenne внезапно обнаруживала как нельзя кстати вскрывшийся дефект маникюра. Парню на X6 M приходило срочное сообщение, и он сосредоточенно утыкался в смартфон. Солидный мужчина на Range Rover начинал вести архиважные бизнес-переговоры по телефону. Ну а ребята на GLE AMG просто пялились в небо с такой заинтересованностью, как будто там материализовался корабль пришельцев из фильма "Притяжение". Это переигранное безразличие и натянутое равнодушие - лучшая демонстрация их эмоций. Bentayga бесит этих людей. И не без оснований.

На протяжении двух-трех генераций они были верхним звеном в давно устоявшейся и весьма стабильной пищевой цепочке автомобильного потока. Но потом появился суперхищник. И они понимают, что он сожрет их всех. Кому же такое понравится?

Интерьер

Эпатировать публику рассказами про квадратные метры кожи и килограммы древесины в салоне любого автомобиля Bentley давно стало общим местом. Да, это все действительно так. Да, кроме кожи, дерева и металла в интерьере Bentayga ничего другого не использовано (из пластика выполнены только кнопки, и к ним мы вернемся позднее). Да, качество материалов высочайшее, подгонка деталей друг к другу идеальная, а вот строчка - на "пять с минусом", так как кое-где при желании можно обнаружить торчащие концы ниток.

Впрочем, это Bentley, а значит, материалы отделки могут быть абсолютно любыми. Все ограничивается только вашей фантазией и толщиной кошелька. Поэтому мы не будем тиражировать общеизвестные истины и лишь коротко заверим вас: в Крю по-прежнему делают очень крутые салоны, и в этом, слава богу, ничего не изменилось. И перейдем к менее тривиальным фактам. А именно, к сугубо бентайговским плюсам и минусам (последних немного, но они есть).

Вышитые британским ромбиком сиденья регулируются по 22 направлениям, обладают функциями подогрева и вентиляции, а также умеют делать шесть видов массажа с пятью степенями интенсивности. В этих сиденьях можно не то что проехать 300 или 400 километров - в них можно просидеть всю жизнь! Форма, упругость, боковая поддержка - все заслуживает высшего балла. Опционально такими сиденьями можно заменить задний диван. И если у вас нет затеи каждый день набивать полную машину народу, советуем приобретать авто с раздельными задними креслами.

Руль не менее прекрасен. Мультифункциональностью "баранки" сегодня, конечно, никого не удивишь, но "крутилки" из рифленого металла, отвечающие за громкость и переключение пунктов меню, настолько приятны на ощупь, что пользоваться ими одно удовольствие. Обод руля в Bentayga не круглый, а слегка сплюснутый, и, как выяснилось, орудовать им значительно удобнее, чем колесом с ободом классической формы. Руль с тыльной стороны крупными стежками крест-накрест прошит контрастной нитью. Делается это, естественно, вручную и занимает более 5 часов труда мастера. Кстати, не так давно в Bentley решили автоматизировать этот процесс и закупили современные станки, чтобы те проделывали в коже дырки для стежков на одинаковом расстоянии. Однако остались не удовлетворены результатом и в итоге вернулись к старому дедовскому методу - места для прокола снова намечают простой вилкой.

Приборы с лаконичным шрифтом и морковно-солнечными стрелками на угольно-черном фоне катастрофически стильные. Однако размеченный до 300 км/ч спидометр на разрешенных ПДД скоростях не слишком информативен. Спасает качественная проекция на лобовом стекле, не "слепнущая" даже при ярком солнечном свете.

Нетривиально решен вопрос с управлением "фишками" для пассажиров второго ряда сидений. Изменить температуру воздуха в задней части салона, включить обогрев, вентиляцию и массаж сидений, посмотреть температуру за бортом и текущую скорость, а также полюбоваться электронной версией фирменного циферблата Bentley предлагается с маленького планшета размером с обыкновенный смартфон, в стационарном положении вставленного в подлокотник между передними креслами. Оттуда его можно достать и держать где вам заблагорассудится, пока девайс не разрядится. Почему инфотейнмент для пассажиров заднего ряда был реализован именно таким образом, непонятно. Возможно, инженеры прикинули, что размещение всего арсенала функций в кнопочном виде в подлокотнике между сиденьями сделает конструкцию слишком громоздкой и уменьшит и без того невеликое по меркам класса люкс пространство сидящих сзади людей, или же это было сделано в целях экономии (мысль, конечно, крамольная, но мало ли), а может быть, "технари" просто поддались очарованию прогресса. Как бы там ни было, результат получился неординарным и на удивление удобным.

Теперь по поводу минусов.

Общефольксвагеновский интерфейс мультимедийной системы для Bentayga, конечно, перерисовали. Кругляшки громкости и переключения радиостанций или треков отделали рифленым металлом, как и крутилки на руле. Но как в Bentley можно ставить кнопки как на Skoda?! Нет, серьезно. При нажатии раздается дешевый, тщедушный щелчок. Да и на ощупь пластик не бархатистый, а жестковатый. Ладно, кнопки не откровенно плохие. Нормальные такие, среднестатистические кнопки. Не скрипят, не люфтят и не отваливаются. Однако в машине за 20 миллионов рублей не может быть среднестатистических элементов и уж точно не должно быть деталей от машины за полтора миллиона.

Далее - музыка. В тестовом автомобиле была установлена базовая для Bentayga аудиосистема Bentley Signature. И звучит она на самом деле хорошо, а владельцы абсолютного большинства машин такой акустике бы несказанно обрадовались. Но, опять же, на фоне шедевральных инженерных решений и великолепия интерьера возникает чувство, что не должна эта музыка стоять в SUV класса ультра-люкс. Потому что в стоящем в 4-5 раз дешевле Volvo XC90, к примеру, может быть установлена акустика Bowers&Wilkins, которая звучит гораздо богаче, да и по числу и гибкости настроек даст штатной аудиосистеме Bentayga фору. А Bentley Signature при достойной чистоте исполнения не хватает глубины, раскатистости, эффекта присутствия и живого звука. Впрочем, выход есть. В британский кроссовер можно поставить опциональную аудиосистему Naim с 19 динамиками. Она обойдется в 548 тысяч рублей.

Следующий пункт относится к конкретному автомобилю, попавшему в "РГ" на тест, и является чистой вкусовщиной. Черные деревянные панели заполированы до такого зеркального блеска, что, сидя на переднем пассажирском сиденье, вы будете перманентно лицезреть в черном зеркале собственную физиономию. Панель при этом не прямая, а слегка выпуклая, поэтому лицезреть вы будете собственную толстую физиономию. Впрочем, жена со мной не согласилась, сказав, что девочкам удобно поправлять прическу, смотря в нее и не открывая козырек. Видимо, вопрос дискуссионный, и все зависит от того, как вы к своей физиономии относитесь.

Silentium

Двигатель заводится настолько тихо и даже скромно, что после нажатия кнопки start/stop невольно погружаешься в сомнения. Не верится, что шестилитровый монстр с двумя турбинами может звучать так интеллигентно. Нет, шумоизоляция (а она в Bentayga добротная, да и двойные стекла делают свое дело) не превратила пробуждение W12 в запуск двухлитровой "четверки". Бархатный баритон деликатно просачивается в салон, но кажется, что мотор заводят где-то очень далеко.

А потом наступает полная, оглушительная тишина. Такая, что до звона в ушах. Такая, что идеально подойдет, чтобы "послушать тишину".

Как будто сидишь в электромобиле, который стоит в мягкой комнате, находящейся в подвале где-то в глухом лесу. Но на приборной панели не индикатор заряда аккумулятора, а тахометр, стрелка которого замерла на отметке чуть ниже тысячи оборотов.

В салоне Bentayga царит полная, оглушительная тишина

Однако на стороннего наблюдателя, стоящего снаружи, Bentayga не производит столь благостное впечатление. Мотор издает мощный рев разбуженного чудовища, а из выхлопной системы раздается металлическое бульканье-похрюкивание. Оба звука - донельзя породистые. Как ржание чистокровной верховой лошади, которая, кстати, была выведена в Англии.

Троллейбусный старт

Селектор 8-ступенчатого "автомата" - в положение D, отпускаю педаль тормоза, и Bentayga беззвучно начинает катиться вперед. Звуки не появляются и при мягком нажатии на газ. Машина просто плавно разгоняется. При этом ускорение подхватывает откуда-то сзади, а не со стороны двигателя. Как будто, да простит меня Bentley за это сравнение, едешь в троллейбусе. И этот "троллейбусный старт" в сочетании с абсолютной бесшумностью дарит ни с чем не сравнимые ощущения.

Мотор обретает голос после 2-2,5 тысячи оборотов. И то - надо вслушиваться.

Вообще же шумоизоляция такова, что даже на скорости более 120 км/ч можно разговаривать полушепотом.

В режиме Bentley

В Bentayga имеются три предустановленных режима вождения: Comfort, Bentley и Sport. Также есть режим-паззл Custom, где можно по отдельности настраивать работу подвески, рулевого управления, двигателя и АКПП.

Названный в собственную честь режим Bentley - замечательный. Занимающий место между Comfort и Sport, этот повседневный режим крайне удачно сбалансирован. Именно в нем лучше всего получаются фирменные неспешные "троллейбусные старты". И динамичные ускорения в режиме Bentley Bentley даются максимально изящно и утонченно. Кроссовер не напрягается и не использует для быстрого старта все ресурсы двигателя. Он делает это легко, воздушно и непринужденно, давая понять, какая бездна незадействованной мощности кроется под педалью газа.

Подвеска в режиме Bentley - упругая и эластичная. Настройщики соблюли золотую середину, и машина не сваливается ни в жесткость и тряскость, ни в чрезмерную мягкость и валкость. Она остается именно такой, как надо. Причем как для водителя, так и для пассажиров.

А вот российским дорогам "британец" спуску не дает. Точнее, мелкие неровности и дефекты московских дорог подвеска отрабатывает отлично, и в салон они не проникают. На рельеф дорожного покрытия - всевозможные волны и колеи - машина также не реагирует. Но когда московские дороги превращаются в российские (а такое порой случается и на территории столицы), Bentley начинает чувствовать себя не в своей тарелке и пропускает удары от больших ям и выбоин как боксер на ринге.

Зато как Bentayga рулится! На дуге она стоит как на рельсах. Никакой недостаточной поворачиваемости, никакого рыскания по полосе, и необходимости править траекторию - машина чертит идеальную эллипсоидную линию, а ты чувствуешь четкое, внятное, прозрачное усилие на руле. Крены - их просто нет. Тандем пневматической подвески и системы контроля крена Bentley Dynamic Ride оказался невероятно эффективен.

При неспешном разгоне понимаешь, какая бездна незадействованной мощности кроется под педалью газа Bentayga

Единственная претензия к ездовым качествам британского SUV - слегка ватные тормоза. В режиме Sport эта проблема уходит, однако при повседневной эксплуатации к ним придется попривыкнуть.

Ваш напиток, сэр

Легенда гласит, что плавность хода автомобилей Bentley такова, что пассажиры могут скрасить дорогу бокалом шампанского, не боясь пролить ни капли.

Мы достаем ледяную, запотевшую бутылку золотистого напитка. Пробка открывается с праздничным шипением. Поднимающиеся на поверхность пузырьки растворяют в воздухе изысканный купаж с нотками ванили, разнотравья и весенних фруктов. Берем фужер и наливаем пенящийся и бодрящий… "дюшес".

Подвеску - в положение Comfort. Для чистоты эксперимента выезжаем в левую полосу МКАД и ловим легендарную колею. Но в бокале - не буря, а штиль. И это один из тех редких случаев, когда легенда оказывается реальностью.

Однако, если ваши пассажиры не собираются распивать что-либо из наполненных до краев стаканов, то режим Comfort проиграет режиму Bentley во всем. В нем машина становится более валкой, а посадка - более диванной, появляются незначительные крены и раскачка кузова. Ход кроссовера перестает быть таким упругим и изысканным, как в базовом положении.

Пробуждение зверя

Давайте остановимся. Послушаем тишину. Сделаем глубокий вдох. И дадим машине время, чтобы перенастроить работу всех узлов и агрегатов.

Впрочем, кого я обманываю. Ей не нужно это время - все изменения в электронных мозгах происходят мгновенно. Это время нужно мне, чтобы привести мысли в порядок и вытереть вспотевшие ладони. Ведь под капотом 608 лошадиных сил и чудовищные 900 Нм, заточенные в 12 цилиндрах шестилитрового W12. Bentley едет до "сотни" за 4,1 секунды и разгоняется до 301 км/ч. Это самая быстрая машина, которой я управлял, и самый быстрый кроссовер на планете.

Я перевожу Bentayga в положение Sport, а коробку в режим переключения подрулевыми лепестками.

Промозглый зимний ветер успокоился, а рассевшиеся на голых ветвях деревьев птицы притихли. Это затишье перед бурей. За рулем этого автомобиля, ей-богу, начинаешь верить, что управляешь даже погодой.

Газ в пол. Старт. Секунда - 60 км/ч. Переход на вторую. Еще пара мгновений - 120 км/ч. Третья передача прибавляет еще 60 км/ч. Агрессивное, плотоядное рявканье при переключении скоростей. Сочная перегазовка, переход на следующую передачу, и Bentayga циклопическим пинком продолжает мой полет. Мотор орет и беснуется. Bentley больше не играет в молчанку и не притворяется электрокаром. W12 дик и эмоционален. Он поет песню берсеркера, рвущегося в бой.

Этот двигатель дает бешеное ускорение даже со скорости 150 км/ч!

Не знаю, сколько G показал бы прибор измерения перегрузок, будь он установлен в авто во время старта, но мимические мышцы приходилось напрягать, чтобы щеки не оказались за ушами. А шею после разгона на пределе возможностей автомобиля надо разминать.

Но самое поразительное в ускорении британского SUV - это то, каким послушным и предсказуемым остается автомобиль. Bentayga - не спортивный кроссовер, и сравнение с Cayenne и X6 неправомерно. Его длина 5,14 метра, а вес с полным баком и водителем переваливает за две с половиной тонны. По габаритам и массе его было бы справедливее сравнить с исполинскими внедорожниками Cadillac Escalade и Infiniti QX80. Так вот, когда давишь "тапку в пол" на последних, ощущаешь себя пилотом тяжелого авиалайнера на взлете. Впечатляющий разгон (с учетом размера авто) - да, присутствует, но не дай вам Бог свернуть с взлетной полосы.

Bentley не таков. Он собран, напряжен и натянут как струна. Реакции - молниеносные! Руль - ювелирный. Крены, раскачка - забудьте о них. На спидометре 240 км/ч, но надо объехать препятствие - нет ничего проще. Фантастический, спорткаровский, умопомрачительный держак на скорости!

Мир после Bentayga

У каждого из премиальных кроссоверов есть своя "супер-способность", активно тиражируемая пиарщиками. У одного - спортивность и драйв, у другого - ездовой комфорт, у третьего - умение отрешить вас от реальности. Эдакое разделение сфер влияния.

SUV от Bentley вобрал в себя их все.

С появлением Bentayga мир люксовых кроссоверов стал однополярным. И будет оставаться таковым до выхода внедорожника от Rolls-Royce.

Но это - уже совсем другая история.

Подписывайтесь на Youtube-канал с тест-драйвами "РГ"